В соответствии с Договором о ЕАЭС от 29.05.2014г. пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов ЕЭАС и членов семьи регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами ЕАЭC. Таким международным договором является Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года (далее – Соглашение), которое вступило в силу с 1 января 2021 года.

Основной целью Соглашения является формирование пенсионных прав трудящихся государств-членов ЕАЭС на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства, то есть каждое государство-член ЕАЭС должно гарантировать гражданам других государств-членов ЕАЭС объем прав на пенсионное обеспечение, равный объему прав, предоставляемому своим гражданам на аналогичных условиях.

Следует отметить, что статьей 12 Соглашения, содержащей переходные положения, предусмотрено, что назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке:

за стаж работы, приобретенный после вступления Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом ЕАЭС, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы;

за стаж работы, приобретенный до вступления Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии c законодательством государств-членов ЕАЭС и Соглашением о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации – Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.

Таким образом, нормы Соглашения будут распространяться только на стаж работы, приобретенный трудящимся в период после вступления Соглашения в силу при условии официального трудоустройства граждан государств-членов ЕАЭС, временно осуществляющих трудовую деятельность на территории другого государства-члена ЕАЭС с заключением трудового или гражданско-правового договора с работодателем государства трудоустройства и с обязательной уплатой пенсионных (страховых) взносов в пенсионную систему государства трудоустройства.

Вместе с тем, подпунктом 2.3 пункта 2 статьи 2 Соглашения установлено, что в Республике Казахстан Соглашение распространяется на пенсионные выплаты из ЕНПФ за счет сформированных пенсионных взносов:

1)      по достижении пенсионного возраста;

2)      при установлении инвалидности первой и второй групп, если инвалидность установлено бессрочно;

3)      единовременная выплата наследникам.

Таким образом, в Республике Казахстан:

  • с января 2021 года работодатель обязан при начислении дохода граждан стран ЕАЭС, осуществляющих временную трудовую деятельность в на основании заключенного трудового или гражданско-правового договора без получения вида на жительство иностранца в Республике Казахстан, удерживать и перечислять пенсионные взносы (ОПВ/ОППВ) в ЕНПФ. При этом индивидуальные пенсионные счета (ИПС) для учета ОПВ и (или) ОППВ будут открыты в ЕНПФ в автоматическом режиме при зачислении первичной суммы ОПВ/ОППВ, поступившей от работодателя;
  • в случае расторжения трудового договора или гражданско-правового договора с работодателем право на пенсионные выплаты из ЕНПФ у указанных лиц возникнет только при наступлении условий, предусмотренных подпунктом 2.3 пункта 2 статьи 2 Соглашения.

При этом граждане стран ЕАЭС, в том числе Российской Федерации, будут вправе обратиться за пенсионной выплатой в ЕНПФ, который является компетентным органом в Казахстане по реализации Соглашения либо в компетентный орган государства проживания, например, в Пенсионный фонд Российской Федерации с предоставлением документов, установленных законодательством Республики Казахстан.

FaLang translation system by Faboba

ПОЛЕЗНЫЕ САЙТЫ

Полезные сайты государственных учреждений Республики Казахстан

client 1 client 1 client 1 client 1