В целях определения порядка налогообложения сумм единовременных пенсионных выплат из ЕНПФ статьей 351-1 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» от 25.12.2017г. №120-VI (далее – Налоговый Кодекс) предусмотрены особенности исчисления, удержания и уплаты индивидуального подоходного налога (далее – ИПН) с единовременных пенсионных выплат в целях улучшения жилищных условий и (или) оплаты лечения (далее - ЕПВ), осуществляемых в соответствии с пенсионным законодательством Республики Казахстан.
При этом ИПН исчисляется путем применения ставок, установленных статьей 320 Налогового кодекса (в размере 10%), к сумме ЕПВ.
Удержание и перечисление ИПН с сумм ЕПВ согласно пункту 2 статьи 351-1 Налогового кодекса производятся ЕНПФ в соответствии с заявлением физического лица об удержании ИПН по одному из следующих способов:
1) единовременно, не позднее дня осуществления единовременной пенсионной выплаты в порядке, предусмотренном статьей 351 Кодекса;
2) ежемесячно равными долями в течение не более шестнадцати лет по установленному ЕНПФ графику для пенсионных выплат.
Удержание ИПН производится на основании заявления об удержании ИПН, представленного физическим лицом налоговому агенту в лице ЕНПФ по установленной форме.
Таким образом, при подаче физическим лицом заявления об удержании ИПН с ЕПВ согласно подпункту 2) пункта 2 статьи 351-1 Налогового кодекса удержание и перечисление ИПН будет осуществляться ЕНПФ при достижении пенсионного возраста по установленному ЕНПФ графику для пенсионных выплат.
Обращаем внимание, что в соответствии с полученными разъяснениями Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан , учитывая, что ЕНПФ признается налоговым агентом и производит исчисление ИПН с ЕПВ, налоговые вычеты, предусмотренные подпунктом 1) пункта 1 статьи 345 Налогового кодекса, а также стандартные налоговые вычеты к ЕПВ не применяются.
При выходе на пенсию в последующем за получателем сохраняется право на применение налоговых вычетов при пенсионных выплатах из ЕНПФ в порядке, установленном подпунктом 1) пункта 3 статьи 353 Налогового кодекса.
Так, в соответствии с подпунктом 1) статьи 326 Налогового кодекса определено, что к доходу в виде пенсионных выплат, подлежащих налогообложению, относятся выплаты, осуществляемые ЕНПФ из пенсионных накоплений, в том числе за счет обязательных пенсионных взносов (далее - ОПВ) и обязательных профессиональных пенсионных взносов (далее – ОППВ).
При этом, расчет подоходного налога к удержанию ведется в совокупности по пенсионным выплатам по всем видам взносов в рамках календарного года.
Согласно подпункту 1) пункта 3 статьи 353 Налогового кодекса размер облагаемого дохода в виде пенсионных выплат из ЕНПФ определяется в следующем порядке:
сумма дохода в виде пенсионных выплат, подлежащего налогообложению,
минус
сумма корректировки по индивидуальному подоходному налогу, предусмотренной пунктом 1 статьи 341 настоящего Кодекса,
минус
сумма налоговых вычетов в порядке и размерах, указанных в пункте 1 статьи 345 и в подпунктах 2) и (или) 3) пункта 1 статьи 346 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 345 Налогового кодекса к доходу в виде пенсионных выплат, подлежащему налогообложению, применяется налоговый вычет в размере одной минимальной заработной платы (МЗП), установленной законом о республиканском бюджете и действующей на дату начисления дохода в виде пенсионной выплаты, за каждый месяц, за который осуществляется пенсионная выплата.
При этом согласно пункту 7 статьи 353 Налогового кодекса сумма неиспользованных налоговых вычетов переносится на последующие налоговые периоды в пределах календарного года.
Также отмечаем, что пунктом 1 статьи 320 Налогового кодекса предусмотрено, что доходы налогоплательщика облагаются ИПН по ставке 10 процентов.
Приведём пример:
Ежемесячная пенсионная выплата из ЕНПФ составляет 50 000 тенге. При определении налогооблагаемого дохода в виде пенсионных выплат применяется налоговый вычет в размере 1 МЗП – 42 500 тенге. Расчет ИПН выглядит следующим образом: (50 000- 42 500) *10%=750 тенге.
Таким образом, получателю будет переведена сумма в размере 49 250 тенге (50 000 тенге - 750 тенге = 49 250 тенге).
Однако, если существуют налоговые обязательства по уплате отложенного ИПН при достижении пенсионного возраста, к примеру, ранее изъял со своего индивидуального пенсионного счета 5 000 000 тенге с отложенным ИПН , то сумма ИПН с ЕПВ, рассчитанная равными долями в течение не более 16 лет по установленному ЕНПФ графику для пенсионных выплат – 2604,17 тенге (5 000 000,00*10%):192, где 192– количество месяцев (16 лет*12). Сумма к выплате – 46 645,83 тенге (50000,00 –750-2604,17).
4) Добрый день! Я уже третий год являюсь пенсионером, однако недавно я нашла небольшую подработку вахтёром. Теперь у меня возник вопрос, будет ли мой работодатель перечислять 10% от моей зарплаты в ЕНПФ? Ведь я уже получаю пенсионные выплаты от вас.
Нет, ваш работодатель не будет перечислять за вас пенсионные взносы в ЕНПФ. В соответствии с положениями п.2 и п .3 ст.24 Закона о пенсионном обеспечении лица, достигшие пенсионного возраста, освобождаются от уплаты обязательных пенсионных взносов и (или) обязательных профессиональных пенсионных взносов в ЕНПФ.
5) Здравствуйте! Я являюсь гражданином России, но проживаю и работаю в Казахстане, каким образом решается вопрос моего пенсионного обеспечения?
В соответствии с Договором о ЕАЭС от 29.05.2014г. пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов ЕЭАС и членов семьи регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами ЕАЭC. Таким международным договором является Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года (далее – Соглашение), которое вступило в силу с 1 января 2021 года.
Основной целью Соглашения является формирование пенсионных прав трудящихся государств-членов ЕАЭС на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства, то есть каждое государство-член ЕАЭС должно гарантировать гражданам других государств-членов ЕАЭС объем прав на пенсионное обеспечение, равный объему прав, предоставляемому своим гражданам на аналогичных условиях.
Следует отметить, что статьей 12 Соглашения, содержащей переходные положения, предусмотрено, что назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке:
за стаж работы, приобретенный после вступления Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом ЕАЭС, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы;
за стаж работы, приобретенный до вступления Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии c законодательством государств-членов ЕАЭС и Соглашением о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации – Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.
Таким образом, нормы Соглашения будут распространяться только на стаж работы, приобретенный трудящимся в период после вступления Соглашения в силу при условии официального трудоустройства граждан государств-членов ЕАЭС, временно осуществляющих трудовую деятельность на территории другого государства-члена ЕАЭС с заключением трудового или гражданско-правового договора с работодателем государства трудоустройства и с обязательной уплатой пенсионных (страховых) взносов в пенсионную систему государства трудоустройства.
Вместе с тем, подпунктом 2.3 пункта 2 статьи 2 Соглашения установлено, что в Республике Казахстан Соглашение распространяется на пенсионные выплаты из ЕНПФ за счет сформированных пенсионных взносов:
1) по достижении пенсионного возраста;
2) при установлении инвалидности первой и второй групп, если инвалидность установлено бессрочно;
3) единовременная выплата наследникам.
Таким образом, в Республике Казахстан:
- с января 2021 года работодатель обязан при начислении дохода граждан стран ЕАЭС, осуществляющих временную трудовую деятельность в на основании заключенного трудового или гражданско-правового договора без получения вида на жительство иностранца в Республике Казахстан, удерживать и перечислять пенсионные взносы (ОПВ/ОППВ) в ЕНПФ. При этом индивидуальные пенсионные счета (ИПС) для учета ОПВ и (или) ОППВ будут открыты в ЕНПФ в автоматическом режиме при зачислении первичной суммы ОПВ/ОППВ, поступившей от работодателя;
- в случае расторжения трудового договора или гражданско-правового договора с работодателем право на пенсионные выплаты из ЕНПФ у указанных лиц возникнет только при наступлении условий, предусмотренных подпунктом 2.3 пункта 2 статьи 2 Соглашения.
При этом граждане стран ЕАЭС, в том числе Российской Федерации, будут вправе обратиться за пенсионной выплатой в ЕНПФ, который является компетентным органом в Казахстане по реализации Соглашения либо в компетентный орган государства проживания, например, в Пенсионный фонд Российской Федерации с предоставлением документов, установленных законодательством Республики Казахстан.